Джулиан Барнс
89. |
10½
Когда подошла его очередь, парикмахер положил на сиденье толстую резиновую подушку. Жест был оскорбительно-унизительным. Он же носит длинные брюки уже десять с половиной месяцев. Вот так всегда.
|
90. |
Клин
Когда сердце разрывается, оно рвётся, как древесина, по всей длине доски. В первые свои дни на лесопильне он видел, как Густав Олсон брал толстую доску, вбивал клин и чуть-чуть клин поворачивал. Древесина раскалывалась по волокну из конца в конец. Вот и всё, что нужно знать о сердце: направление волокна. Затем одним поворотом, будь то жест, будь то слово, вы можете его уничтожить.
|
91. |
Романтическое путешествие
Всякая любовь нуждается в путешествии. Всякая любовь символически сама и есть путешествие, и этот символ требует воплощения.
|
92. |
Конец эволюции
Как бы то ни было, насмехаясь над изысканными недотёпами прошедшей эпохи, мы должны быть готовы к издёвкам века грядущего уже над нами. Почему-то мы позволяем себе об этом не думать. Мы верим в эволюцию, но только такую, которая нами заканчивается. Мы не хотим продолжать её дальше наших собственных солипсистких персон.
|
93. |
Гуси-журавли
Гуси были бы прекрасны, если бы не существовало журавлей.
|
289. |
Я говорю с вами о лыжах
Он смотрит в её карие глаза.
— Вы флиртуете со мной, барышня? Она отвечает ему прямым взглядом.— Я говорю с вами о лыжах. Но звучат эти слова лишь формально.— Потому что в таком случае берегитесь, как бы я в вас не влюбился. Он почти не сознаёт, что он такое сказал. Наполовину он говорил с полной искренностью, а наполовину не мог понять, что на него нашло.— Но вы уже. Влюблены в меня. А я в вас. Нет никаких сомнений. Ни малейших. И вот это сказано. И слова больше не нужны. И не произносятся. Пока. Теперь имеет значение, только каким образом он снова её увидит, и где, и когда. И всё это нужно решить прежде, чем им кто-нибудь помешает. Но он никогда не был ловеласом или соблазнителем, и не знает, как сказать то, что необходимо, чтобы достичь стадии, следующей за той, на которой он находится сейчас, — при этом, в сущности, не понимая, в чём может заключаться эта следующая стадия, поскольку по-своему его положение сейчас выглядит окончательным. В голове у него кружатся только трудности, запреты, причины, почему они больше не встретятся, разве что через десятки лет, случайно, когда будут старыми и седыми и смогут пошутить об этой незабываемой минуте на чьём-то залитом солнцем газоне. |
290. |
Подарки как банальности
Самый факт отсутствия подарков — это уже доказательство, что их отношения свободны от банальностей, присущих отношениям, принятым в свете.
|
291. |
[Не]любовь
Он любил её так сильно, как только мужчина может любить женщину, при условии, что он её не любит.
|
292. |
Мы всё понимаем одинаково
Прямо ничего не говорится, а просто подразумевается, что он принадлежит к тем людям, которые в целом понимают всё так, как и они в целом понимают всё.
|
767. |
Что сохраняет память
Вот что мне запомнилось (в произвольной последовательности):
— лоснящаяся внутренняя сторона запястья; — пар, который валит из мокрой раковины, куда со смехом отправили раскаленную сковородку; — сгустки спермы, что кружат в сливном отверстии, перед тем как устремиться вниз с высоты верхнего этажа; — вздыбленная пенной волной река, текущая, вопреки здравому смыслу, вспять под лучами пяти-шести фонариков; — другая река, широкая, серая, текущая непонятно куда, потому что её будоражит колючий ветер; — запертая дверь, а за ней — давно остывшая ванна. Последнее, вообще говоря, я сам не видел, но память в конечном итоге сохраняет не только увиденное. |
768. |
Литература с большой буквы
Взять хотя бы наших родителей — разве они сошли со страниц Литературы? В лучшем случае они могли претендовать на статус наблюдателей или зевак, нитей занавеса, на фоне которого выступают реальные, настоящие, значительные вещи. Например? Да все то, что составляет Литературу: любовь, секс, мораль, дружба, счастье, страдание, предательство, измена, добро и зло, геройство и подлость, вина и безвинность, честолюбие, власть, справедливость, революция, война, отцы и дети, противостояние личности и общества, успех и поражение, убийство, суицид, смерть, Бог. И сова. Конечно, имеются и другие литературные жанры — умозрительные, рефлексивные, слезливо-автобиографичные, но это сплошная фигня. Настоящую литературу интересуют психологические, эмоциональные и социальные истины, которые выявляются в поступках и мыслях персонажей; роман — это развитие характера во времени.
|
769. |
Встречаться
Недавно я разговорился с одной женщиной, чья дочь прибежала к ней в жутком расстройстве. Девушка училась на втором курсе университета и спала с молодым человеком, который — ничуть не скрывая, в том числе и от неё, — параллельно спал с несколькими девушками. По сути дела, он устраивал им пробы, чтобы решить, с которой из них впоследствии будет «встречаться». Дочка той женщины была вне себя, но не потому, что её возмутила такая система, хотя ей и виделась здесь определённая несправедливость, а потому, что в итоге выбор пал на другую.
|
770. |
Первая любовь
Большинству из нас первый любовный опыт, даже неудачный — а может, в особенности неудачный, — внушает надежду, что в жизни есть нечто, ради чего стоит жить.
|
771. |
Молодость и старость
Разница между молодостью и старостью заключается, среди прочего, в том, что молодые придумывают будущее для себя, а старики — прошлое для других.
|
772. |
Футбол
Подслеповатый дедушка, сидя на трибуне, обучает мальчонку футбольным премудростям: как ненавидеть парней в форме другого цвета, как изображать травму, как сморкаться на поле — учись, малыш: если одну ноздрю зажать покрепче, то из другой вылетит зеленая сопля. Как раздувать свое тщеславие и огребать заоблачные деньги, как, наконец, убить свою молодость, не успев разобраться, что к чему в этой жизни.
|
773. |
Постоянство характера
Меняется ли характер с течением времени? В романах — безусловно, иначе писать было бы не о чем. А в жизни? Вопрос интересный. Меняются наши оценки и мнения, появляются новые привычки и странности, но это другое — это скорее мишура. Характер, наверное, сродни интеллекту, разве что характер чуть позже достигает своего пика: в промежутке между, скажем, двадцатью и тридцатью. А после этого мы довольствуемся тем, что есть. Решаем сами за себя. В этом — объяснение множества судеб, не так ли? И в этом же, напыщенно выражаясь, — наша трагедия.
|