Джон М. Кутзее
207. |
Обучение
Тот, кто приходит учить, получает горчайший из уроков, а те, кто пришел учиться, не научаются ничему.
|
208. |
Благоразумие
В жизни есть вещи поважнее благоразумия.
|
209. |
Благие намерения
Адепты защиты животных смахивают на определённого пошиба христиан. Все такие бодрые, у всех такие благие помыслы, что через
|
210. |
Старость
По достижении определённого возраста человек оказывается слишком стар, чтобы извлекать уроки. Ему остаётся лишь сносить наказание за наказанием.
|
224. |
Гуманитарные науки
Начиная с пятнадцатого века история гуманитарных наук настолько тесно связана с историей изучения текстов, что разница между тем и другим по существу исчезла.
|
225. |
Наследство
Каждый из нас, пожалуй, поёжился бы, представив, как после кончины нашей некто, нимало нам не знакомый, принимается копаться в наших пожитках, ящики в столе выдвигать, ломать печати, читать интимные письма. С другой же стороны, в некоторых случаях мы, пожалуй, и предпочли бы, чтобы службу эту, неприятную, но необходимую, сослужил бы нам человек посторонний и никакого интереса к нам не питающий. Легко ли помыслить, что самые потаённые наши делишки вылезут на свет божий, когда чувства близких наших ещё растревожены, и предстанут во всей их красе перед ничего не подозревавшей женой, или дочерью, или сестрой? В некоторых отношениях оно и лучше было бы, если б ими занялся человек сторонний, которого мы оскорбить не можем потому, что мы для него звук пустой.
|
226. |
Игра в воскрешение
Женщина ведь этого именно и желает — ухаживаний, уговоров, домогательств, победы над нею! И даже отдаваясь, она норовит отдаться не с честною прямотою, но не покидая упоительного тумана нерешительности, сопротивления и уступок. Пасть, но никогда не пасть окончательно. Нет, не так: пасть и затем восстать обновлённой, пересотворённой, невинной, готовой к новым посягательствам и новым падениям. Игра со смертью, игра в воскрешение.
|
227. |
Нежный цветок
Быть в России нежным цветком непозволительно. В России должно быть лопухом, на худой конец — одуванчиком.
|
228. |
Бог не любит, когда его испытывают— Почему он убил себя? — Ты думаешь, он убил себя? — Мама так говорит. — Никто себя не убивает, Матрёша. Ты можешь подвергнуть жизнь свою опасности, но убить себя, убить по-настоящему, не можешь. Всего вероятнее, Павел рискнул собою, желая узнать, достаточно ли Бог любит его, чтобы спасти. Он задал Богу вопрос: «Спасёшь ли Ты меня?» — и Бог ответил ему. Бог сказал: «Нет». «Умри», — сказал Бог. — Так выходит, это Бог убил его? — Бог отказал ему. Бог мог бы сказать: «Да, я спасу тебя». Но предпочёл ответить отказом. — Почему? — шепчет она. — Он сказал Богу: «Если любишь меня, спаси. Если Ты здесь, спаси». Но услышал в ответ только молчание. Тогда он сказал: «Я знаю, Ты здесь, знаю, Ты слышишь меня. Жизнью моей бьюсь об заклад, что Ты меня спасёшь». А Бог так ничего и не сказал. Тогда он сказал Богу: «Сколько б Ты ни молчал, я знаю, Ты меня слышишь. Я поставлю жизнь мою на кон — поставлю сию же минуту!» И поставил. А Бог не явился ему. Бог не вмешался. — Почему? — снова шепчет она. Он улыбается в бороду неприятной, кривой улыбкой.— Как знать? Возможно, Бог не любит, когда Его испытывают. Возможно, принцип, согласно которому испытывать Его не следует, важнее для Него, чем жизнь одного ребёнка. |
229. |
Доказательство смертью
Если ты никого не убил, тебя и всерьёз никто не примет. Это единственное идущее в счет доказательство серьезности твоих намерений.
|
242. |
Происхождение Михаэла К.
Отцом моим был список запретов, приколотый к двери нашей общей спальни, в нём было двадцать одно правило, и первое из них гласило: «В спальне всегда надлежит соблюдать тишину», и ещё моим отцом был учитель по труду, у него не хватало нескольких пальцев на руке, но он больно выкручивал мне ухо, если деревяшка, которую я точил, получалась неровной, и ещё моим отцом были воскресные утра, когда мы надевали рубашки и шорты цвета хаки, чёрные носки и башмаки и шли парами в церковь на Папегай-стрит получить отпущение грехов. Вот кто был моим отцом, а мать умерла и ещё не воскресла.
|
243. |
Чудаки
Ещё один из тех чудаков, кто слишком занят, слишком глуп, слишком увлечён и потому не слышит, как движутся колёса истории.
|
348. |
Позор
В двадцатом веке, когда мужчина насилует женщину, — это позор мужчины.
|
362. |
Депрессия
Что бы ты ни делал, не позволяй себе расстраиваться.
|
354. |
Распятие
Если бы они могли прочитать мои мысли, они бы меня распяли. Самыми настоящими гвоздями.
|
596. |
Вечная жизнь
Те, в жизнь которых ты приходишь, родившись, не умирают. Ты носишь их с собой, как, надеюсь, тебя будут носить те, что придут после тебя.
|
597. |
Всего лишь репетиция
Он лишился ноги — а что значит потеря ноги, если взглянуть на вещи в истинном свете? В истинном свете потеря ноги всего лишь репетиция потери всего.
|
598. |
Страсть подобна свинке
Страсть — чужая территория; комичная, но неизбежная напасть, подобная свинке, которой лучше переболеть в раннем возрасте, в более мягкой форме, чтобы позже не расхвораться всерьёз.
|
599. |
Надежда на взаимность
Он это сделал. Он, пожилой человек с узловатыми пальцами, признался в любви. Но осмелится ли он хоть минуту надеяться, что эта женщина, на которую он, ничего заранее не обдумав, не колеблясь, возложил все свои надежды, ответит ему взаимностью?
|
600. |
Страсть отдавать
Он взволнован тем, что сейчас отдаст деньги. Его всегда заводит, когда он отдаёт, ему известно это своё качество. Подхлёстывает, побуждая отдавать ещё. Это как игра в карты. Возбуждение от того, что проигрываешь. Потеря за потерей. Бесшабашное, отчаянное падение.
|
601. |
Забота, а не любовь
Нам не нужна любовь — таким старикам, как мы. Что нам нужно, так это забота: чтобы кто-нибудь подержал нас за руку, когда у нас начинается дрожь, заварил нам чашку чая, помог спуститься по лестнице.
|
723. |
Несправедливость
Когда человек страдает от несправедливости, свидетели его страданий обречены страдать от стыда.
|