⋮

Алексей Иванов

795.

Алексей Иванов, «Комьюнити»
Современная молитва

Господи еси, всеблагой наш модератор! Да будет бесконечен твой трафик, да расточится спам, да обрящешь ты контент до скончания веков! Активируй наши SIM-карты и не укори нас за софт насущный! Мы неразумные твои гаджеты, возлюби наши опции и избавь нас от троянов, и пускай воплотится воля твоя в Enter, а не в Delete!
794.

Алексей Иванов, «Комьюнити»
Квартира в Москве

Как бы убого и банально это ни звучало, но квартира в Москве оставалась основным критерием оценки человека, неким дедлайном. Есть квартира в Москве — человека можно рассматривать в качестве партнёра; нет квартиры в Москве — прости и прощай. Разумеется, если ты ищешь партнёра для серьёзного дела.
793.

Алексей Иванов, «Комьюнити»
Экзистенциализм

Глеб не претендовал ни на какую истину, просто лично для себя он объяснял экзистенциализм так. Для человека есть непреодолимые пределы и ограничения. Например, ничего не поделаешь с тем, что ты смертен. Или с тем, что у тебя нет таланта к чему-либо. Или с тем, что тебя не любят. Или с тем, что не наградят, хотя ты достоин. И прочее. Надо как-то ужиться с этими невозможностями. Но как? Способов было великое множество, но самых важных — всего два.

Первый — вера. Она говорила: эти невозможности мнимые, они нужны затем, чтобы натренировать тебя для жизни в загробном мире, где этих невозможностей нет. Потерпи, и бог тебе всё компенсирует.

Второй способ — гуманизм. Он говорил: собственную скорбь от осознания этих невозможностей можно заместить радостью ближнего, ты не заметишь подмены. Работай на благо ближнего, и горя не будет.

Двадцатый век развеял иллюзии обеих технологий. Первая мировая война дискредитировала капитализм как общество разумного эгоизма. Гуманисты уповали на истинно гуманный строй — на социализм, но его развенчала Вторая мировая война. Немецкие национал-социалисты сцепились с русскими строителями социализма так, что камня на камне не осталось не только от гуманизма, но и от веры: гуманизм не остановил и не мог остановить ни Гитлера, ни Сталина, а кочегары Освенцима и вертухаи Колымы лучше Канта доказали, что бога нет.

Как тогда уживаться с невозможностями, если ни бог, ни доброта ничем тебя не утешат? Вот тут и появился экзистенциализм. Он учил, что надо разобраться в сути своих переживаний. Когда суть будет определена, когда границы невозможностей будут очерчены, жить станет легче. В общем, спасение от страданий — сами страдания как пространство для утешающей медитации. Хемингуэй вместо Ремарка.

Если уподобить страдания водке, а экзистенциализм алкоголизму, то культурную ситуацию послевоенной Европы можно обрисовать российской формулой: водка лечит все болезни, кроме алкоголизма, но и его течение значительно смягчает. Однако как алкоголизм не стал медициной, так и экзистенциализм не стал философией.
792.

Алексей Иванов, «Комьюнити»
Женщины и роботы

Женщина — это то, что отличает мужчину от робота.
791.

Алексей Иванов, «Псоглавцы»
Демоны

Не предъявить другим людям того демона, который нападал на человека, но реально то, что демон сотворил с жертвой.
790.

Алексей Иванов, «Псоглавцы»
Деградация

Дело не в объективной гибели деревни Калитино. Дело в деградации.

Что такое деградация? Катастрофическое упрощение. Но простая вещь — живуча. Сложный компьютер сломать легко, а примитивный молоток — очень трудно. Вот и Калитино, выживая, деградировало в простоту. Нет работы, власти, магазина, дорог, газа, водопровода — ну и что? Их заменили картошкой, воровством, самогоном, мордобоем, дровами. Всё это — вечное, потому что элементарное. И этого уже не отнять.
124.

Алексей Иванов, «Блуда и МУДО»
Амбициозность

Амбициозность — это активный конформизм. Амбиция — это претензия на более высокое место для себя. Но это место — в той же системе. Тем самым амбициозность — это легитимизация системы.
123.

Алексей Иванов, «Блуда и МУДО»
Теологический аргумент

Бога нет, он давно уже лопнул со смеху.
122.

Алексей Иванов, «Блуда и МУДО»
Вкус победы

Отчего Щёкина так тянуло на блуд? Щёкин ведь был женат. Мало того, усмехнулся про себя Моржов, Сонечка внешне очень походила на щёкинскую Светку. Почто же Щёкину менять шило на мыло? Щёкин пояснял: скучно. Врал, понятно. Моржов знал: с любовницей вскоре становится так же скучно, как и с женой.

Интерес к любовнице сохранялся, если были какие-то трудности: скажем, нужно было гаситься от жены, или любовница уезжала в Москву на годичные курсы менеджмента, или муж любовницы нанимал киллера. А в остальном — то же самое.

Зачем же тогда нужна эта гонка за женщиной, зачем заводить новых и новых, если нет любви? Если и так в доме всё нормально, а под боком обмятая, как перина, уютная супруга? Моржов знал ответ: потому что привычное лишено вкуса победы.
121.

Алексей Иванов, «Блуда и МУДО»
Роскошь

Смысл существования — в роскоши. Если нету роскоши, то всё остальное — бессмысленно. Искусство, религия, фундаментальная наука, туризм, филателия, макияж, цветы, кошки и внебрачные связи — это всё роскошь, ради которой и стоит упахиваться. По-настоящему ценно только то, что выше утилитарного, что выше себестоимости. Мы есть не то, что мы едим, а то, что мы не можем сожрать.
120.

Алексей Иванов, «Блуда и МУДО»
Стилистика

Моржов считал, что для предсказателя грядущего главное — уловить начало серии сравнений, чтобы экстраполировав её принцип в ближайшее будущее, узнать, какое развитие настоящего это будущее согласно допустить ввиду органичности текущему моменту.

Вероятность того или иного события, по мнению Моржова, определялась стилистикой события, а не причинно-следственными связями. Реализуется то продолжение уже имеющегося явления, которое соответствует его стилистике наиболее полно. В этом Моржов видел великую социальную и воспитательную функцию искусства.

В общем, судьба строилась на сравнениях, сходствах и ассоциациях.
59.

Алексей Иванов, «Золото бунта, или вниз по реке теснин»
Одиночество

С прошлого сплава целый год Осташа был отчаянно одинок. Да, он бежал от человека к человеку, всё время он был кому-то нужен, его спасали или пытались убить, бабы любились с ним, а добрые люди делили хлеб, — да. Но всё равно это было одиночество, потому что никому не было дела до его правды.
58.

Алексей Иванов, «Золото бунта, или вниз по реке теснин»
Живи по правде

Есть грехи, которые господь простить не захочет, но нет грехов, которых он не может простить. А потому, чего бы ты ни натворил, не строй на грехе гордыню — мол, всё равно мне прощения нету! Проси о нём. Не тебе судить, что будет прощено, а что — нет. Живи по правде и проси за неё прощения — а как в миру жить иначе?
57.

Алексей Иванов, «Золото бунта, или вниз по реке теснин»
Повезло

Настоящий мастер своё мастерство любит прятать, чтобы сойти за простачка, которого не иначе, как сам господь бог благодатью наградил. Мастер свою хитрость выдаёт за божье расположение. Мол, не от умения дело моё ладно вышло, а от того, что я всех прочих лучше и боженька меня за это отметил.