⋮

Юрий Гордон

1592.

Юрий Гордон, «О языке композиции»
Чёрный квадрат

Кстати, «Черный квадрат» стоило бы называть геральдически: «Чёрный квадрат на белом поле». Малевич не пошёл на крайности абстракции и сделал квадрат объектом изображения, а не предметом. Правда, можно ещё раз упростить ситуацию, сказав, что поле не имеет значения. Что обычно и происходит в заочных разговорах о Квадрате. Тогда белое поле становится просто ещё одной рамкой для пустоты.
1591.

Юрий Гордон, «О языке композиции»
Квадрат

Итак, квадрат. Какой добрый, спокойный, приятный форм-фактор! Не суетится, лежит смирно. Поверните на бок. Надо же — ничего не изменилось. Квадрат — идеальная дизайнерская форма, так же как круг. Квадрат человечен, случайно он не возникнет. Его можно сделать только нарочно. Он надежен и честен. Он совершенен.

Но вот удивительно: если не считать культовые постройки, квадрат редко встретишь в искусстве. При всех достоинствах в нём отсутствует интрига. Единственный великий квадрат — черный — подтверждает это правило: он божественно туп.

Искусству нужен дисбаланс, напряжение, контрапункт хотя бы. А квадрат как ни верти — благодать не исчезнет. Чтобы оно появилось, квадрат необходимо деквадратизировать. Например, поместить в «Инстаграм» и скомпоновать в нем что-нибудь так, чтобы внутренняя динамика преодолела внешнюю статику.