⋮

Ив-Ален Буа + Бенджамин Х.-Д. Бухло + Давид Джослит + Розалинд Краусс + Хэл Фостер, «Искусство с 1900 года: Модернизм, Антимодернизм, Постмодернизм»
«Шестнадцать квадратов» Франсуа Морелле

Определение конфигурации «Картины» (1952) исходя из случайного выбора подтолкнуло Морелле к одному из наиболее радикальных его экспериментов, «Шестнадцати квадратам» (1953).

Хотя эта модульная сетка (белый квадрат разделен на шестнадцать равных частей) не отличается от реди-мейда, Морелле насчитал не менее одиннадцати решений, использованных при её разработке (два относительно формата: квадрат и длина его сторон; пять для элементов: линии, их направления — горизонтальное и вертикальное, их количество и ширина; одно для равномерно разделяющих эти линии интервалов; два для цвета — чёрный и белый; и, наконец, ещё одно для нейтральной фактуры). С точки зрения логики «нулевой степени» этих решений было на десять больше, чем нужно. Результат показал Морелле, что невозможно полностью исключить выбор, произвольные решения, изобретение и, таким образом, композицию. Пока он сохранял полный контроль над своим холстом, даже если придуманная им система была абсолютно обезличенной, у него не было возможности избежать участия в романтической мечте, состоящей в том, что посредством своего искусства, посредством рационального и соотносительного упорядочения холста он способствует приданию вселенной формы или по крайней мере привозглашает, что это возможно.
везение, математика, художества