Екатерина Бобринская, «Чужие? Неофициальное искусство: Мифы, стратегии, концепции. Том I»
Поездки за город
Своеобразной моделью для описания «плохого искусства» могут служить перформансы группы «Коллективные действия», вошедшие в первый том «Поездок за город». В них была представлена общая схема, логике которой в той или иной мере следуют самые разные произведения. В основе акций КД всегда лежало минимальное, заведомо неинтересное, неяркое действие. Кроме того, всё, что предлагалось для зрительного восприятия, как правило, было абсурдным, лишённым внятного смысла. Это банальное, «пустое» и часто мгновенное действие служило прежде всего провокацией для развёртывания в сознании зрителей «свободной и необязательной интерпретации смысла». Именно КД отчётливо смоделировали (и не только в самих акциях, но и в теоретических текстах) двухполюсную структуру произведений, отличающую «плохое искусство»: пластически неинтересная, «тёмная» и невнятная вещь и неограниченное, сложно структурированное «поле сознания», ради возникновения которого они и появляются на мгновение перед зрителем.