⋮

Джефри Миллер, «Соблазняющий разум: Как выбор сексуального партнера повлиял на эволюцию человеческой природы»
Даже обезьяна могла бы это нарисовать

Теория индикаторов жизнеспособности может объяснить те неловкие вопросы, которые обычные посетители задают в музеях современного искусства. Стандартная реакция на полотно в стиле абстрактного экспрессионизма — возмущённые высказывания вроде «Это и мой ребёнок мог бы нарисовать», «Любой идиот мог бы это нарисовать» или «Даже обезьяна могла бы это нарисовать». Вместо того, чтобы снисходительно усмехаться, нам следует задаться вопросом: какие эстетические инстинкты демонстрируют такие комментарии? Замечание «Это и мой ребёнок мог бы нарисовать» значит «Я не обнаружил здесь никаких признаков тех отточенных навыков, которые могли бы отличить опытного мастера от дилетанта». Фраза про идиота значит «Я не могу оценить уровень интеллекта художника по этой картине». Сравнение с обезьяной значит «Эта работа не содержит свидетельств когнитивных или поведенческих умений, присущих исключительно нашему виду приматов».

С точки зрения теории сигналов эти высказывания не так уж глупы. Большинство людей рассчитывает, что произведения искусства будут служить им индикаторами мастерства и одарённости художника. А в некоторых стилях искусства это становится сложной задачей. Люди чувствуют себя обманутыми. Их психологические адаптации, которые обычно позволяют им эффективно судить о здоровье художника, не работают с определенными стилями современного искусства. Они заплатили за вход в музей, чтобы увидеть хорошее искусство, а вместо этого их встречают работы, которые будто специально сделаны так, чтобы разрушить любые представления о качестве.
перевод, разум, толпа, художества