По-русски ⋮ In English

 
 
Все работы этой «аналитической» фазы кубизма, например, «Портрет Даниэля-Анри Канвейлера» Пикассо (1910) или «Португалец (Эмигрант)» Брака (1911–1912), демонстрируют несколько постоянных черт. Во-первых, их отличает на редкость сдержанная палитра — скудный монохром вместо полного цветового спектра: написанная охрой и умброй картина Брака похожа на тонированную сепией фотографию, а работа Пикассо — это в основном олово и серебро с редкими вспышками меди. Во-вторых, изобразительное пространство предельно уплощено, будто каток выдавил из тел весь объём, при этом разорвав их контуры, так что оставшийся минимум окружающего пространства легко проникает внутрь через их размытые границы. И в-третьих, для описания физических остатков этого разрушительного процесса используется определённый визуальный словарь.

Для этого словаря характерно предпочтение геометризованных форм, оправдывающее само название «кубизм». С одной стороны, его составляют неглубокие плоскости, расположенные более или менее параллельно поверхности картины; их лёгкий наклон образуется за счёт пятен света и тени, мерцающих по всему полю, затемняя один край плоскости и высветляя другой, но вне всякого соответствия единому источнику освещения. С другой стороны, этот словарь устанавливает нерегулярную линейную сетку, которая расчерчивает всю поверхность: некоторые из её сегментов совпадают с гранями реальных объектов, например, с лацканом пиджака и подбородком Канвейлера или рукавом португальца и грифом его гитары, другие — с гранями плоскостей, структурирующих пространство подобно своего рода строительным лесам, а третьи не привязаны ни к чему и просто продолжают повторяющуюся структуру сетки по вертикали и горизонтали. Наконец, есть в этой системе небольшое дополнение, своеобразный мелизм в виде натуралистических деталей, таких как одиночная арка усов Канвейлера или двойная арка его цепочки для часов.

⚃⚃
художества