⋮

Екатерина Бобринская, «Чужие? Неофициальное искусство: Мифы, стратегии, концепции. Том I»
Концепция гетерогенной реальности

По существу концепция Батая представляет не просто философскую параллель, но одну из наиболее ярких версий модернистской мифологии отверженности, оказавшей заметное влияние на различные движения в культуре послевоенного времени. Гетерогенное — это те элементы, которые оказываются излишни, избыточны в гомогенном обществе, то есть в обществе, основанном на рациональном производстве, распределении и обмене. Гетерогенное — это избыток. Он не может быть ассимилирован, освоен в гомогенном обществе. С гетерогенным Батай соотносит самые разные уровни реальности, разные формы индивидуального и социального бытия: отбросы и мусор, избыточные элементы человеческой психики (мечты, воображение, сны), «личности, слова или действия, обладающие суггестивной эротической ценностью», разнообразные бессознательные процессы, людские толпы, а также социальные группы (аристократия и беднейшие классы), не включённые непосредственно в процесс производства, и, наконец, различные типы неистовых личностей или тех, кто отрицает общие правила (поэты, вожди, безумцы). Гетерогенное — это также всё то, что ускользает от строгих научных дефиниций. Оно соприкасается с сакральным. Подобно сакральному, гетерогенный мир одновременно притягивает и отталкивает, зачаровывает и вызывает ужас. Неистовство, невоздержанность, бред, безумие характерны для гетерогенного на самых разных уровнях и в самых разных формах его проявления. Гетерогенная реальность — всегда расщеплённая и расколотая. В ней присутствует высокое и низкое, это одновременно и восхождение, и падение.
дискурс, дихотомия, список, толпа, художества
 ⋮